Безопасность Арктики, северных территорий и морских объектов

Арктика

Вопросы безопасной производственной деятельности в Арктической зоне и на северных территориях вызывают пристальное внимание общественности, обусловленное высокими рисками нарушения экологического равновесия в этих местах.

Арктика

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ

29,8 МЛН КВ. КМ


ПЛОЩАДЬ СУШИ

14 МЛН КВ. КМ


НАСЕЛЕНИЕ

30 НАРОДОВ


РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

20 ТЫС. ВИДОВ


ЖИВОТНЫЙ МИР

>180 ВИДОВ

Согласно политике Компании в области промышленной и экологической безопасности нашей целью является минимизация влияния деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на климат и биологическое разнообразие уязвимых территорий, включая Арктическую зону Российской Федерации.

Арктические государства

  • Россия
  • Соединенные штаты Америки
  • Канада
  • Дания
  • Исландия
  • Норвегия
  • Швеция
  • Финляндия

В России в Арктическую зонуРассматривается вопрос о расширении границ Арктической зоны в Республике Коми. входят не только континентальный шельф и острова в Северном Ледовитом океане, но также территории (или часть территорий) восьми субъектов Российской Федерации, в трех из которых работает ЛУКОЙЛ. В Ямало-Ненецком автономном округе разрабатываются Пякяхинское и Находкинское месторождения, которые являются основой газовой добычи; в Ненецком автономном округе ведется добыча нефти и природного газа. В п. Варандей расположен самый северный в России терминал по отгрузке нефти и нефтепродуктов.

Для повышения безопасности производственных процессов мы применяем наилучшие доступные технологии, включая применение безамбарного бурения и безопасных методов добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. Используются трубы с заводским внутренним защитным покрытием и наружным теплогидроизоляционным покрытием с электроподогревом. Применяется вертолетный облет трасс промысловых трубопроводов.

В 2019 году по результатам рейтинга «Полярный индекс» (организаторы — Проектный офис развития Арктики и экономический факультет МГУ), в котором оценивается устойчивое развитие работающих в Российской Арктике компаний, второй год подряд ЛУКОЙЛ входит в тройку лидеров (по итогам 2018 года — первое место). Подробнее читайте в статье.

Варандей

Терминал Варандей – ​это два взаимосвязанных объекта, расположенные на берегу и в акватории Баренцева моря. В береговых резервуарах хранится нефть для последующей отгрузки на суда через стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, расположенный в 22 км от берега. На Варандее накоплен значительный опыт круглогодичной морской транспортировки больших объемов нефти в условиях ледовых и волновых нагрузок. Учитывая высокие риски потенциальных происшествий в ледовых условиях, при его проектировании и строительстве были применены принципиально новые для России проектные и технические решения, в том числе:

  • система экологической безопасности отгрузочного причала имеет три уровня защиты и работает в автономном режиме;
  • обеспечено автоматическое прекращение отгрузки нефти при любой аварийной ситуации;
  • построены двухкорпусные танкеры усиленного ледового класса, которые круглогодично обеспечивают вывоз нефти;
  • территория резервуарного парка имеет железобетонное ограждение, защищающее от прорыва нефтепродуктов в окружающую среду в случае разрушения резервуара.

Подача нефти от берегового терминала к отгрузочному причалу осуществляется циклично по двум ниткам подводных трубопроводов, что позволяет постоянно подогревать нефть и исключает возможность ее застывания в трубе.

Мы уделяем особое внимание вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и отработке навыков по ликвидации возможных разливов в ледовых условиях. В соответствии с утвержденными Планами по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов вокруг всех морских объектов организаций Группы «ЛУКОЙЛ» организовано круглосуточное аварийно-спасательное дежурство специализированных судов с оборудованием для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций (по договору с профессиональными аварийно-спасательными формированиями).

Подписаны соглашения о сотрудничестве с другими компаниями, работающими в Арктическом регионе, что позволяет выработать оптимальную тактику проведения совместных операций по ликвидации возможных разливов нефти.

В целях охраны окружающей среды используется автоматизированное управление технологическим процессом, что позволяет в режиме реального времени контролировать возможные утечки загрязняющих веществ. Применяются устройства, отключающие аварийное технологическое оборудование. Действует система непрерывного производственного экологического контроля воздействия производства на окружающую среду.

В течение 11 лет эксплуатации терминала существенных инцидентов не произошло.

Еще одним северным регионом, в котором работает ЛУКОЙЛ, является Норвегия. LUKOIL Overseas North Shelf AS участвует в лицензионных проектах на шельфе Баренцева моря, не являясь оператором. В момент подготовки Отчета оба проекта находились на стадии геолого-разведочных работ.

LUKOIL Overseas North Shelf AS обеспечивает высокие стандарты деятельности в соответствии с рекомендациями отчета KonKraftKonKraft — площадка для взаимодействия государственных органов, нефтегазовых компаний и отраслевой ассоциации, основная цель которой — выработка единых решений по повышению конкурентоспособности отрасли за счет применения согласованных подходов, в том числе в области безопасности, сохранения окружающей среды и противодействия изменению климата. «Competitiveness – ​changing tide on the Norwegian continental shelf». Документ стандартизирует подходы по взаимодействию компаний - операторов нефтегазодобычных проектов и привлеченных сервисных компаний. Нормы и требования KonKraft учтены в системе управления LUKOIL Overseas North Shelf AS и в программе реагирования на чрезвычайные ситуации.

Согласно законодательству Норвегии, в рамках подготовки к строительству скважин оператор проекта от лица всех партнеров (участников) направляет в надзорные органы пакет документов, которые содержат полную информацию по объему ожидаемых выбросов, количеству и концентрации сбросов химических и загрязняющих веществ и другие данные.

Пакет документов проходит процедуру публичных слушаний с участием Greenpeace, Norwegian Directorate of Fisheries, Norwegian Institute of Marine Research, Norwegian Polar Institute и других заинтересованных сторон. ЛУКОЙЛ представил на этих слушаниях сведения о корпоративных принципах и опыте реализации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению промышленной безопасности при реализации проектов в России и за рубежом, в том числе принцип нулевого сброса.

Как участник шельфовых проектов разведки и добычи, LUKOIL Overseas North Shelf AS учитывает лучшие практики по сокращению выбросов и сжигания ПНГ на факелах. Принято решение по электрификации объектов на суше и на море, что позволяет сократить выбросы ПГ и не применять газовые турбины на шельфе. Для исключения сжигания ПНГНа шельфе Норвегии запрещено сжигание ПНГ, за исключением чрезвычайных ситуаций (emergency flaring). используется закачка газа в пласт для повышения нефтеотдачи пластов или подземного хранения (в случае отсутствия экономически рентабельного транспорта газа до его потребителей).

В проектах используются современные технологии обеспечения безопасности и повышения энергоэффективности. Цифровые решения активно внедряются в производственные процессы, современные программные продукты используются для геологических и геофизических исследований и бурения скважин.

LUKOIL Overseas North Shelf AS является активным участником межотраслевых инициатив и проектов в Норвегии, направленных на снижение рисков и обеспечение ответственной природоохранной деятельности при осуществлении проектов в Арктической зоне, например ACCES (2016–2019).

Норвегия